СОВЕТ АССОЦИАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ
НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            08 июля 2010 г.               г. Москва                          № 24


О ситуации в сфере оплаты труда
работников государственных
(муниципальных) учреждений

Рассмотрев ситуацию по оплате труда работников бюджетной сферы, Совет Ассоциации отмечает сохранение серьезных проблем.
Новые системы оплаты труда, реализуемые в настоящее время в субъектах РФ, не только не привели к существенному увеличению размеров заработной платы в подавляющей части государственных и муниципальных учреждений, но и обусловили ряд новых проблем, снижающих эффективность реформы в этой сфере. Практически повсеместно отмечается сокращение дифференциации в уровнях оплаты труда высококвалифицированных специалистов и работников неквалифицированного труда; существенное различие в заработной плате специалистов одного уровня квалификации в разных субъектах РФ и даже в учреждениях одного субъекта РФ; отсутствие реальных финансовых возможностей для стимулирования качественного и эффективного труда.
Это в значительной степени обусловлено минимизацией государственных гарантий, заложенной в основу проводимой реформы; крайне недостаточными объемами дополнительного финансирования введения новых условий оплаты и реализации увеличенного с января 2009года минимального размера оплаты труда (МРОТ); отсутствием, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, муниципальных образованиях, реальных мер по реализации нормы Трудового кодекса РФ в части индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.     
Одновременно Совет Ассоциации выражает озабоченность правовой неурегулированностью в части обеспечения гарантий минимального размера оплаты труда работников.
Необходимо напомнить, что сразу после внесения в апреле 2007 года поправок  в Трудовой кодекс Российской Федерации, изымающих из его 129 статьи определение МРОТ, и, как следствие, неоднозначное толкование на местах норм Трудового кодекса РФ в части включения в размер МРОТ различных выплат, появились случаи обращения работников в судебные инстанции с исками об ущемлении их экономических интересов. 
ФНПР однозначно отвергла включение компенсационных, стимулирующих и социальных выплат в вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты, как конституционной гарантии.
Эта позиция использовалась многими профсоюзами и их территориальными объединениями при поддержке членов профсоюзов, обратившихся в суд с иском о недоначислении заработной платы.
10 марта 2010 года постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утвержден Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года. В нем было приведено разъяснение Верховного Суда по вопросу включения в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационных и стимулирующих выплат.
По существу, Президиум Верховного Суда РФ подтвердил позицию ФНПР о размере минимальных тарифных ставок и окладов.
Однако Президиум Верховного Суда РФ постановлением от 16 июня 2010 года отозвал свое разъяснение о порядке установления минимального размера оплаты труда. Аргументация данного шага до настоящего времени не предана гласности.

Учитывая изложенное, Совет Ассоциации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Территориальным организациям профсоюзов-членов Ассоциации:
организовать проведение на местах информационно-разъяснительной работы с целью инициировать обращение работников по данному вопросу в судебные органы;
оказывать методическую и юридическую поддержку при обращении членов профсоюзов в суд за взысканием недоначисленной заработной платы;
оперативно информировать центральные комитеты профсоюзов о судебных решениях по данному вопросу.
поддержать общепрофсоюзную кампанию «МРОТ – по закону!»;
инициировать рассмотрение этого вопроса на заседаниях соответствующих трехсторонних комиссий;

2. Президиумам (Исполкомам) центральных комитетов профсоюзов-членов Ассоциации:
продолжить мониторинг ситуации на местах в части обеспечения гарантий прав работников на дифференцированную оплату труда с учетом уровня подготовки, квалификации, специфики и сложности производственной деятельности, условий труда;
постоянно инициировать в рамках социального партнерства в органах законодательной и исполнительной власти предложения по внесению поправок в правовую базу, регламентирующую вопросы оплаты труда, в том числе установления и финансового обеспечения МРОТ, стандартов оплаты труда работников, индексации в 2010 году фондов оплаты труда учреждений с целью реального повышения заработной платы работников.

3. Совету Ассоциации в случае отсутствия конкретных результатов в переговорном процессе с органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ по реализации указанных выше требований профсоюзов в сфере оплаты труда:
провести консультации с руководящими органами членских организаций Ассоциации о целесообразности организации в IV квартале с.г. коллективных действий в формах, предусмотренных действующим законодательством;
до 01 октября 2010 года обобщить информацию Президиумов (Исполкомов) центральных комитетов профсоюзов-членов Ассоциации с целью принятия решения о необходимости коллективных действий, процедуре их организации и проведения.
                                       

Президент Совета Ассоциации,
Председатель Профсоюза работников
здравоохранения РФ                                                                 М.М. Кузьменко

Председатель Профсоюза работников
народного образования и науки РФ                                        Г.И. Меркулова

Председатель Российского профсоюза
работников культуры                                                                Г.П. Парошин